лого

линия

Лаборатория

Свидерского

wa+7(977) 408 48 48

e-mail: evero-info@yandex.ru

WWW.SVIL8.RU
WWW.SVIL8.COM
WWW.ПОЛИГРАФ.РФ
WWW.ДЕТЕКТОР-ЛЖИ.РФ


LANGUAGE
  

 

Вегетативные проявления лжи при проверках на полиграфе

Вегетативные проявления лжи при проверках на полиграфеВегетативные проявления организма человека как комплекс сигналов выявления ложного поведения. Известно, что нервная система человека подразделяется на центральную нервную систему, куда входит головной и спинной мозг, и периферическую нервную систему, включающую в том числе вегетативную, регулирующую деятельность таких внутренних органов, как сердце, легкие, пищеварительный тракт, почки и т.д.

Возникая как реакция на неожиданную информацию, эмоция вызывает активацию организма и мобилизует его физиологические ресурсы для решения возникшей проблемы. Когда, например, в поле нашего зрения появляется значимый для нас человек, вызывающий либо позитивное эмоциональное отношение (например, любовь), либо негативную эмоцию (ненависть), учащается сердцебиение, изменяется частота и глубина дыхания, частота сглатывания, на коже выступает немного пота, лицо заливается краской или бледнеет, зрачки глаз увеличиваются и т.д. Все это результат возбуждения симпатической нервной системы, ответственной за активизацию организма.

Обманывающий человек при проверке на детекторе лжи также попадает в сложную для себя эмоциональную ситуацию, поскольку необходимость лгать всегда связана с волнением, а отсюда и вегетативные реакции.

И если свою речь контролировать возможно, то подавить возникшую бледность, избавиться от внезапно появившегося комка в горле, участившегося дыхания и других проявлений вегетатики почти невозможно. Люди испытывают свои эмоции не по собственному произволу. Напротив, эмоции захватывают людей, и страх и гнев возникают помимо их воли. Но люди не только не выбирают свои эмоции, они еще не могут по собственному произволу управлять их внешними проявлениями. Даже если человеку удается овладеть своими чувствами, можно зафиксировать сам процесс борьбы с самим собой, что также является признаком обмана.

Так, уже в ходе исследований жестов людей, сопровождающих даже небольшую ложь, заметили, что обман вызывает зудящее ощущение в чувствительных мышечных тканях лица и шеи, и требуется поглаживание, чтобы успокоить эти ощущения. Вероятно, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают во время проверки на полиграфе, что их обман раскрыт. Утрированным вариантом жеста, выраженного оттягиванием воротничка, является потирание затылочной части шеи ладонью, то, что называют "ломит шею". В этой же ситуации могут возникать и другие вегетативные проявления организма: лжец начинает потеть в области шеи, когда чувствует, что заподозрили его обман во время проверки на полиграфе.

Таким образом, благодаря эмоциональным переживаниям, охватывающим своим влиянием весь организм человека, возможно регистрировать изменения деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т.д., проверяя кандидата на полиграфе. Главное же заключается в том, что эти изменения являются вполне надежными признаками обмана, поскольку, сопровождая возникновение эмоций, они происходят непроизвольно, их очень трудно подавить.

Закономерность здесь такова, что чем выше угроза наказания, тем сильнее стресс и мобилизация всех резервов организма на борьбу с последствиями стресса и, следовательно, реакции организма на стимул, имеющие отношение к расследуемому делу. Каждый стимул, например, значимый вопрос следователя, таким образом, имеет свой уровень активации нервных процессов и, соответственно, свой уровень ответных реакций, проявляющихся на полиграфе.

Чем сильнее эмоции, тем сложнее подавить вегетативные проявления организма, сопровождающие их, тем труднее, следовательно, скрыть ложь. Эта закономерность была известна и использовалась в древности. Уже тогда применялись методы диагностики лжи, например, по частоте пульса. Было замечено, что при упоминании значимого вопроса или ситуации у опрашиваемого человека резко изменялись частота и кровенаполнение артерии, что свидетельствовало о взаимосвязи подозреваемого с расследуемым делом.

Также очень давно люди заметили, что в момент сильного страха во рту прекращается выделение слюны. На этом основании определялась виновность человека в каком-либо проступке. Для этого в рот потенциальному виновнику вкладывали рисовую муку, и если через определенное время она оказывалась сухой, то вина, таким образом, считалась доказанной.

В древней Спарте в условиях созданной стрессовой ситуации будущего воина ставили на высокой скале и спрашивали, боится ли он. В этом случае бледность или покраснение лица являлись диагностическим признаком лжи или правды. Поскольку ответ всегда был отрицательный, то бледность расценивалась как ложь, и юношу сбрасывали со скалы. Аналогичным способом пользовались в Римской Империи при выборе верных подданных. Если реакцией человека на провокационные вопросы было покраснение лица, то это решало благоприятный для него исход дела, т.к. связывалось с его честной натурой, бледность же рассматривалась как склонность к предательству.

В современной житейской практике способность человека краснеть рассматривается как признак правдивой и высоконравственной личности и, напротив, к признакам преступности некоторые авторы относят неспособность краснеть. Исследования с использованием полиграфа же показали, что румянец может свидетельствовать либо о том, что лжец смущен и пристыжен своим поведением, либо о том, что он пытается скрыть сам факт своего смущения.

Весьма перспективным признаком определения скрываемого обстоятельства является тремор непроизвольное движение отдельных частей тела, как реакция на стрессогенные раздражители. Еще в древности этот метод использовался таким образом, что в момент допроса подозреваемому давали в руки очень хрупкое яйцо птицы, и, если оно разбивалось, человека считали виновным.

Безусловно, ведущую роль в возникновении эмоционального возбуждения играет то, насколько субъект мотивирован, например, в сокрытии обстоятельств расследуемого дела. В случае сильной мотивации ситуация допроса актуализирует негативный эмоциональный фон, усиливающийся необходимостью больших затрат психической и физической энергии на сокрытие преступления, о чем и свидетельствуют вегетативные проявления.

В этой связи при проверках на полиграфе, однако, важен вопрос о соответствии регистрируемой вегетативной картины конкретному эмоциональному состоянию. Первое же рассмотрение этого вопроса обнаруживает весьма сложные зависимости.

Например, у животных в состоянии страха и тревоги преобладает продукция адреналина, а при агрессивном поведении норадреналина. В.К. Мягер и А.И. Гошев исследовали содержание адреналина и норадреналина в крови больных при различных отрицательных эмоциях. Оказалось, что для состояния тревоги, а также возбуждения, гнева и депрессии характерно повышение содержания этих двух веществ. При страхе повышается уровень адреналина и падает уровень норадреналина. Противоположная картина наблюдается при отчаянии, а реакция плача сопровождается одновременным уменьшением обоих исследованных веществ.

Рассматриваемая проблема осложняется еще и тем, что характер вегетативной реакции даже при одной и той же эмоции у разных людей может быть различным. Наблюдения, проведенные во время второй мировой войны английскими учеными в бомбоубежищах, показали, что при страхе во время бомбежки одни люди бледнели, а другие, наоборот, краснели. То есть, возникает проблема учета индивидуальных особенностей организма.

Таким образом, эмоциональное напряжение зависит не только от уровня мотивации, но и от функционального состояния организма человека. Организм человека не может реагировать в однозначном варианте “стимул-реакция”, все обстоит гораздо сложнее.

Например, иногда организм реагирует на стрессовые раздражители не увеличением, а замедлением пульса, что еще раз подтверждает необычайную сложность индивидуальности человека. Это такой сложно-прогнозируемый тип реагирования сердечно-сосудистой системы, когда при некотором снижении частоты пульса резко увеличивается объем выбрасываемой при каждом сердечном сокращении крови при проверках на полиграфе.

Во многих случаях обнаруживается зависимость вегетативных сдвигов от чрезвычайно тонких интеллектуальных операций, совершающихся в мозге. Например, степень эмоционального напряжения у человека, которому предстоит выполнение опасного задания, зависит от субъективной оценки меры опасности путем сопоставления известного субъекту общего количества операций подобного рода с количеством операций, закончившихся неблагоприятно.

Изменение состава крови минимально при первых в жизни парашютных прыжках и у мастеров парашютного спорта, однако, причины этих двух явлений различны. Совершая первый прыжок, человек еще не осознает реальную меру опасности и силу возникающих при этом ощущений. Во втором случае опыт мастера гарантирует ему благополучное завершение прыжка. Согласно информационной теории эмоций П.В. Симонова и в первом случае и во втором отсутствует дефицит прагматической информации, однако у новичка он связан с отсутствием прогноза, а у мастера с достаточностью информации, необходимой для эффективных действий. Тоже можно сказать у проходящих полиграфную проверку.

Для устранения негативных последствий стресса задействуются все резервные системы организма, в результате чего увеличивается потребление кислорода. Таким образом, переживание стресса не может не отразиться на дыхании человека. Легче всего регистрировать такие изменения с помощью специальных приборов полиграфов, однако, при хорошей наблюдательности можно заметить форсированное дыхание по изменению грудной клетки в окружности на 10 см и более, тогда как в спокойном состоянии эта величина не превышает 2-3 см.

Если дыхание можно фиксировать визуально, то электрокожное сопротивление только с помощью специальных приборов. Все психические процессы, и особенно эмоциональные состояния человека, сопровождаются кожно-гальванической реакцией (КГР). Величина КГР зависит от новизны раздражителя, уровня мотивации опрашиваемого, функционального состояния его организма и оказывается чувствительнейшим индикатором сложных интеллектуальных процессов. Так, возникновение новой идеи сопровождается резким падением сопротивления кожи внешнему электрическому току. И наоборот, КГР оказался максимальным в момент принятия решения в ситуациях произвольного выбора одного из возможных словесных ответов при проверках на детекторе лжи.

Таким образом, вегетативные проявления организма служат надежным объективным показателем эмоционального напряжения человека при проверках на полиграфе. Однако, трудность в использовании большинства из них (за исключением покраснения побледнения, выраженного дыхания, тремора и потоотделения) заключается, с одной стороны, в необходимости применения специальных приборов полиграфов и знаний полиграфолога. С другой же стороны, требуется довольно сложная и длительная подготовка для правильной интерпретации полученных данных, т.к. взаимосвязь вегетативных сигналов и эмоций обнаруживает весьма сложную картину их взаимодействия.